На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Донбасс Сегодня

103 подписчика

На даче дождь, на даче вечер, на даче свой – особый час…

«Дача в Крыму». Автор: Александр Александрович Киселёв.

В понятии русского человека дача это было нечто большее, нежели простой загородный дом с фруктовым садом и грядками. Дача — это прежде всего летний зной, романтические вечера, умиротворенное настроение. И конечно же размеренное утро под трели птиц, неспешный день с прогулкой в лес или на реку, вечерняя зорька и яркие отблески пламени костров.

«Дача в саду». Автор: Витольд Бялыницкий.

И все это, начиная с момента первого скрипа калитки и запаха молодой травы цветущей весной, до висячего замка на двери дачного домика и прощального шороха осенних листьев под ногами.

«Осенью на даче». Автор: Исаак Израилевич Бродский.

 

«Около дачи». (1894). Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Автор: Иван Шишкин.

Иван Шишкин был гениальным пейзажистом и очень любил природу. Его все пейзажи написаны так реалистично и гармонично, что «слышится» как «шелестит» каждый листок на дереве и каждая травинка под ногами. Полотно «Около дачи» — не исключение. Работа как бы пронизана светом и воздухом. А девушка, сидящая на лавочке в глубине композиции, отложила книгу и в задумчивости слушает шум вековых деревьев и пение птиц. Мягкие солнечные тени и отсутствие темных пятен дают почувствовать прохладу листвы в жаркий полдень.

«На террасе». (1906). Автор: Борис Кустодиев. Нижегородский художественный музей

Полотно «На террасе» можно расценивать как семейный портрет в дачном интерьере и одно из самых умиротворенных произведений Бориса Кустодиева. Цветовая гамма картины светлая и мягкая, как и сам теплый вечер, а ее особая тонкая чувственность и гармония выражает любовь к своим родным, к домашнему очагу.

На полотне изображены жена художника, дети, сестра с ее мужем и няня, распивающие чай во дворе усадьбы.

Деревянный домик с мастерской на Волге живописец назвал «Терем» и проводил здесь со своими домочадцами каждое лето.

« За чайным столом. (1888). Автор: Константин Коровин.

Пожалуй, лучшее место на даче после кресла-качалки или гамака. Константин Коровин заглянул на чай на дачу к Поленовым, с которыми художник был дружен. Василий Поленов был дачником гостеприимным. Чайный стол на террасе и медный самовар помнили Нестерова, Серова, Остроухова. Участники чаепития за беседой, Наталья Поленова по-хозяйски с шитьем в руках. И пустующий стул говорит о присутствии еще одного гостя, который от чайного стола отлучился к мольберту.


«На даче. Девочка за чисткой ягод»

Оборотная сторона дачного изобилия и лесного соседства. Дары природы середины лета и кропотливый труд, награда за который порою наполняет корзины, а иногда — умещается в тарелочку. За изящным столом у окна с видом на просторы полей — дочка художника Николая Быковского, Лида. Спокойное лицо склонилось над работой, изящные руки отделяют «зерна от плевел». Тонкие черты художник учился писать сначала в Академии художеств, а затем — в солнечной Италии.

 

 

 

 

«Вечер на террасе (Охотино)» (1915). Автор: Константин Коровин.

 

«Около дачи»

Смешанный лес, написанный так, что «шелестит» каждый листок, длинные тени, блеск реки. Певец русской природы Иван Шишкин к пейзажу, пронизанному светом, добавил скамью и барышню, укрывшуюся от солнца изящным зонтом. Отложен роман, наверняка один из многих, припасенных на дачный сезон. Мечтательный взгляд устремлен вдаль. XIX век. Дача — загородный салон. Не просто место отдыха, а жизнь на лоне природы по светским правилам: балы, изящные наряды и изысканные шляпки.

«На Академической даче». (1898). Автор: Илья Репин.

Непраздный отдых, мольберты в ряд — работа Репина. Два столетия студенты Академии художеств писали на полянах в окрестностях Вышнего Волочка лесные и болотные ландшафты. «Лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли» с легкой руки художников Ильи Репина и Алексея Кившенко. Работали с комфортом благодаря меценату Василию Кокореву — с библиотекой, музыкальным залом и большими мастерскими. В числе преподавателей были Куинджи и Верещагин.

«Окно на даче». Государственная Третьяковская галерея. Автор: Марк Шагал.

Летом 1915 года, поженившись, Марк Шагал и Белла Розенфельд жили на даче под Витебском. Это время было счастливейшим для молодоженов. Под впечатлением художник напишет незамысловатое, но такое теплое полотно «Окно на даче», где видим окошко с откинутой занавеской с видом на березовую рощу. А перед ним — сидящих себя и Беллу.

Любуясь вечерним пейзажем из окна, влюбленная пара как бы является связующим звеном между зрителем и окружающим миром, находящимся за окном. Во всей картине Шагала чувствуется душевное тепло, гармония и любовь.

 

«Кукольное представление на дачах». Автор: Владимир Маковский.

Стоит еще отметить как интересна была общественная жизнь на дачах. С домашними театрами, с массовыми гуляньями на закате по еще теплым аллеям, с рыбной ловлей, купаниями, самоварами, пирогами, парным молоком. На картине Владимира Маковского «Кукольное представление на дачах» мы видим как развлекалось дачное население на досуге.

 

«На даче в сумерки». (1890-е). Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Автор: Исаак Левитан.

Картина Исаака Левитана, дачников всех объединяющая. Несмотря на столетия, невзирая на эпохи. Светский салон или альтернатива курорту, признание заслуг, дача-кормилица или дача-статус. Традиции и предназначения меняются, но в темноте все кошки серы и дачные дома не разглядишь. Лишь светятся в сумерках теплые окна, уютные абажуры или пламя костра. Дачная романтика. Вплотную подступающий лес. И тишина, послушать которую приезжают из года в год, из века в век.

«Дача в Силломягах». Автор: Николай Дубовской.

«Дача в Крыму». Автор: Ольга Кадовская

«Весна на даче». Автор: Вячеслав Федорович Шумилов.

«Дача» — древнее русское слово, произошедшее от глагола «давать» («дати»). Также употреблялось в значении «дар», «подарок», «пожалование». В 17 столетии слово «дача» встречается в исторических документах как обозначение земельного участка, полученного от государства.

«Дача Боголюбова и Нечаевой». Автор: Алексей Петрович Боголюбов.

Во второй половине 18 века слово «дача» употребляется для обозначения загородного дома или небольшой усадьбы, расположенной в пригороде. И что интересно «дача» — типичное русское слово, дословно не переводится на другие языки и стало культом в наши дни.

«На даче». Автор: Федор Решетников.

Сейчас «дачная идея» охватила практически все слои городского населения. На приусадебных участках разбивают сады и огороды, на которых выращивают всего понемногу. И делается это в основном ради чистого удовольствия, чтобы покопаться в земле, да полакомиться своими первыми огурчиками и клубникой.

На даче. Автор: Павлова Мария Станиславовна.

… Итак, приезжайте к нам завтра, не позже!

У нас васильки собирай хоть охапкой.

Сегодня прошел замечательный дождик —

Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой.

 

Он брызнул из маленькой-маленькой тучки

И шел специально для дачного леса,

Раскатистый гром — его верный попутчик —

Над ним хохотал, как подпивший повеса.

 

Не будьте ленивы, не будьте упрямы.

Пораньше проснитесь, не мешкая встаньте.

В кокетливых шляпах, как модные дамы,

В лесу мухоморы стоят на пуанте.

 

Вам будет на сцене лесного театра

Вся наша программа показана разом:

Чудесный денек приготовлен на завтра,

И гром обеспечен, и дождик заказан!

Кедрин Дмитрий

Дачная романтика: Картины русских художников-классиков …

 

Ссылка на первоисточник
наверх