Это интервью я готовил к круглой дате: 60-летию телевизионной игры «КВН». Собеседника для такой беседы выбирал долго и тщательно. Чтобы такой, как бумажка в понимании профессора Преображенского из «Собачьего сердца»: железный, броня. И нашел. К юбилею в точный срок не подоспел, но не беда. Мой собеседник – уникум в КВН. Он был капитаном двух команд, которые стали символом самой игры в определенный момент, обзавелись миллионами поклонников, но так и не стали ни разу чемпионами. Первая – команда КВН Донецкого политехнического института (ДПИ). Вторая – «Дрим-тим», команда даже более уникальная, чем мой собеседник. Это первая и единственная ( на моей памяти – так точно) смешанная российско-украинская команда. Россия – это «уральские дворники», команда КВН Уральского политехнического института, Украина – ДПИ. Как пели парни в первом выходе на сцену в «Дрим-тим» – » и если спелись Донбасс с Уралом, союз такой несокрушим!». Тогда это было очень смешно, особенно когда уральская удаль перемежалась украинским говорком и задором, словно перец в сале. Капитаном и, если хотите, лидером «Дрим-Тима» был Михаил Агранат. Что, с одной стороны, смешно: еврей – лидер русско-украинского коллектива. А с другой стороны, не смешно: а кому еще быть лидером столь разношерстной компании, как не еврею?! Михаил Агранат знаменит не только этим. Вернее, не только этим. Он – один из самых успешных капитанов за всю историю клуба. Рискну предположить, что самый успешный. На его счету 17 капитанских конкурсов, из которых Агранат не выиграл только один. Причем в этом единственном случае он и не проиграл.
— Хотел начать, как и положено в юбилей, с КВН, но жизнь меняет планы. Начну вот с чего. Когда-то теща рассказала мне, что, живя в Приднестровье, всегда думала: Израиль – это постоянно воюющая страна, что стреляют тут чуть ли не раз в два дня. Провожая ее по окончании первого гостевого визита двадцать пять лет назад, услышал: то, что нам говорят по телевизору об Израиле и то, что реально представляет собой Израиль – небо и земля. Вот и мы, живущие в Израиле, многие из нас, полагают, что в Донбассе вот-вот начнется война. Наше представление соответствует действительности? Ты всю жизнь живешь в Донбассе, что там сейчас?
— Начнем с того, что я уже как семь лет уехал оттуда. Вот как началась там война, уехал оттуда. Сейчас живу в Бердянске, это Запорожская область.
— Уехал из-за войны?
— Конечно. Начались обстрелы среди бела дня, по улицам пошла гусеничная техника, из дворов начала стрелять артиллерия. Город буквально наводнился военными.
— Я знаю, что такое война, Приднестровье, вторая ливанская. Ты, судя по всему, тоже. Мы с тобой несчастные люди, мы из того поколения, когда нам говорили – лишь бы не было войны, но она была. Как так случилось?
— Видимо, ушли те, кто ранее руководил, кто знал или помнил, что такое война. Пришли другие, у них почему-то романтизированное представление о войне. Они и развязали войну.
— В девяносто втором году в КВН не сыграли финал, так как туда вышли «Парни из Баку» и команда КВН Ереванского медицинского института. Побоялись инцидентов. Ты мог бы себе представить сегодня финал КВН, в котором в Москве играли бы украинская и российская команда?
— Пока нет, не могу представить такое. В будущем, может, такое и будет, но не в обозримом.
— Украинские команды сегодня играют в турнирах масляковских, под эгидой АМИКа («Александр Масляков и компания»)?
— Нет. Там играют только команды Крыма, Донецка и Луганска.
— Извини, упрекну тебя. Из-за тебя я понял, что уже не молод. Готовясь к интервью, вспомнил цитату из книги авторов команды КВН ОГУ («Одесские джентльмены»), где говорилось: один из нас, авторов, настолько немолод, что помнит, как Юрий Радзиевский выходил на конкурс капитанов в белом пиджаке. Книгу читал в девяносто втором году, белый пиджак знаменитого капитана рижской команды КВН Радзиевского случился, дай бог памяти, в году так шестьдесят девятом, плюс-минус год-два. Так вот, я настолько немолод, что помню, как капитана команды КВН Донецкого политеха награждали за победу в конкурсе капитанов видеомагнитофоном и страховым полисом. Поясню для читателей, возможно, не понявших прелесть эту: во второй половине 80-х годов видеомагнитофон был самый что сегодня крутейший гаджет. А страховой полис – как акции «Газпрома».
— Нет, только магнитофоном…
— Не-не, точно говорю, полис был, тогда только начинали рекламировать такой вид услуг как частное страхование, вот потому и запомнилось мне.
— Может быть, уже не помню.
— Магнитофон-то жив?
— Он отработал честно свое, истинный японец. Это был пишущий видеоплеер «Тошиба». Когда начал барахлить, попытался отремонтировать, но в мастерской мне сказали, что такую штуку они не могут вскрыть для починки. Не знают, как. Добавлю, в те времена такая штука как японский видеомагнитофон приравнивалась к однокомнатной квартире. Точно – это было просто чем единица видеотехники.
— В команде косяки на тебя не кидали, мол, гляди ты, отхватил такую вещь?
— Все могло быть, но я такого не чувствовал совсем.
— Михаил Агранат, хотя он и не выступал в белом пиджаке, оставил позади и Радзиевского, и даже, не побоюсь этого имени, Юлия Гусмана: ты единственный в истории возобновленного КВН, кто не проиграл в финале.
-Ты ошибаешься. В финале восемьдесят девятого года в капитанском играли три человека. Я не проиграл этот конкурс, но и не выиграл: стал вторым. Это был матч «Донецк — Екатеринбург — Харьков». В финале девяностого года играли Донецк, Днепропетровск, Одесса. Но Слава Пелишенко (капитан команды КВН «Одесские джентльмены») не принимал участия в конкурсе, по личным обстоятельствам. Я выиграл у коллеги из Днепропетровска. И были еще сезон 1993 года, когда я играл в команде «Дрим-тим». Там был всего один капитанский, я его не проиграл.
— Статистику конкурсов капитанских своих вел? Сколько играл, сколько выиграл, сколько проиграл?
— Когда-то вел записи. Все игры, с учетом международных, в США, Израиле и Германии. Шестнадцать конкурсов всего. Один раз был вторым в тройке, а остальные не проиграл. Выигрыш или ничья.
— Какой конкурс помнится более других?
— Наверно – капитанский в четвертьфинале девяностого года, против команды КВН Горьковского автозавода. Мы к началу капитанского горели, проиграли приветствие, разминку и музыкалку. Честно говоря, тот капитанский был так себе, сыграл я плохо. Но визави сыграл еще хуже, и я победил с отрывом, позволившим полностью отыграть отставание за предыдущие три конкурса и даже выйти вперед. А потом мы выиграли конкурс «домашнее задание» и всю игру.
— После игры тебя не качали?
— Нет. Сам конкурс выглядел блеклым, не получился он. Такая была победа, техническая.
— Немного истории для тех наших читателей, кто не застал тот КВН и то время. Тогда капитанами КВН были люди, как правило, немолодые (относительно других членов команды). Многие – с регалиями. Святослав Пелишенко – был кандидатом наук, Михаил Марфин – тоже. Про Якова Минасяна капитана ДГУ не знаю, но сильно не удивлюсь, если он тоже был кандидатом каких- то наук. У тебя как с регалиями на тот момент было?
— Регалий не было, но на тот момент я был аспирантом Коммунарского горно-металлургического института.
— В старом КВН и частично в новом (под новым я подразумеваю КВН конца восьмидесятых годов) играли достаточно не студенческого возраста молодые люди. Тебе в первом для Донецка сезоне было двадцать восемь, по нынешним меркам старикан. Капитан чемпионов восемьдесят девятого года, харьковской команды, выглядел как Мафусаил. Сейчас все иначе, в лучах софита совсем молодые парни и девушки. Отчего такой возрастной перекос, как думаешь?
— Отцы-основатели создали КВН как игру для младших научных сотрудников. Для людей с определенным образовательным цензом. Играли молодые преподаватели, молодые аспиранты. Когда КВН возродился, то примерно так все продолжалось. А потом игра стала молодеть. Первые игроки возобновленного КВН стали уходить, время было такое, надо было деньги зарабатывать. Делали имя в КВН и уходили в какие-то самостоятельные творческие проекты. Вместо них пришли молодые.
— И снова немного ностальжи. Это были времена, когда песню «Не знали наши мамы, что дети непростые у них в семье растут», предварявшую конкурс капитанов в КВН, знали не хуже, чем знаменитый футбольный марш Блантера. Это были времена, когда в капитанах были не фронтмены узнаваемые, как сегодня, а те, кто кроме как на капитанском конкурсе, больше на сцене не появлялись. Не было обидно, что не играли в линейке?
— Каждый должен делать то, в чем он лучше других. Были люди, которые хорошо смотрелись в линейке, хорошо играли, пели. И был человек, который умел быстро думать, ориентироваться в процессе крайней нехватки времени, и даже шутить при этом. Он становился капитаном. Потом «артисты» стали капитанами, когда фактически убрали в играх настоящий капитанский конкурс.
— Как ты вышел к капитанской доле?
— Мы у себя, в институте, играли в КВН до того, как его официально возродили в Москве. Играли игры, я был капитаном факультета. Потом создали сборную института, сыграли со сборной ветеранов нашего учебного заведения. Это был восемьдесят третий год. Так как я неплохо показал себя на уровне капитана сборной факультета, то меня выбрали капитаном команды КВН ДПИ. Потом началась московская эпопея с КВН, возник вопрос, кто будет капитаном, все желающие могли подать заявку и внутри команды прошел конкурс на соискание. Я его выиграл.
— А судьи кто были?
— Участники команды. Самое жесткое, к слову, жюри, выбирали себе и для себя.
— В свое время я готовился к капитанскому конкурсу, как хорошие вратари к серии пенальти, изучая технику исполнения ударов тех, кто мог подойти к «точке». А как готовились к конкурсу вы? Использовали домашние заготовки? Если да, готовили их сами или с авторами команды?
— У нас в команде была обязательной «тренировка капитана». Участвовала практически вся команда. С примерным интервалом в тридцать секунд задавался вопрос, и я должен был ответить. Желательно смешно, как ни странно. Такая тренировка длилась от часа до двух.
— Как часто?
— А каждую репетицию, каждый день. Набивалась реакция, в подкорку закладывались какие-то ходы, блоки. В памяти оставалось нужное, в то время память еще была.
— Какие привилегии были у капитана, право решающего голоса?
— Никаких. Наша команда ввела ноу-хау в КВН: мы считали капитанский конкурс таким же , как и конкурсы «визитка», «разминка», «музыкалка», «домашнее задание». В том смысле, что готовились к капитанскому всей командой. Садились авторы, работали над текстами, подводками. Единственное что, потом я собирал весь материал, сортировал, абсорбировал под себя.
— Ты участвовал в написании текстов для капитанского?
— Да, принимал.
— Шутки покупали в то время, как это принято сейчас? Были ли привозные авторы?
— «Нет» два раза. Оба сезона донецких мы отыграли самостоятельно, а потом появился «Дрим-тим». Там авторов было достаточно, это те самые ребята, что создали лучший на мой взгляд юмористический журнал «Красная бурда».
— Мне кажется, что команда КВН ДГУ была такой антиодессой. В смысле отношения к игре, построению шуток. Донецк – использую футбольный жаргон – привнес в КВН голландский стиль, тотальный юмор, когда «все смешалось в доме Облонских и дурдоме донецких». Когда не было как таковой классической линейки, а был организованный хаос, нет?
— Верной дорогой мыслите, товарищ. Где-то так, да. Что же касается «антиодессы», мы всегда были такими «волками», так скажем. Мы были против всех.
— А все были против вас?
— Да. Мы хотели побеждать. И все хотели побеждать, такие вот отношения были.
— Почему в столице СССР плохо играли в КВН, а периферия почти каждый год выдавала на-гора примечательную команду?
— Думаю, в Москве на тот период играть в КВН было не модно, не престижно. Это вообще специфический город. А когда стало понятно, что игра может принести какие-то деньги и Москва заиграла.
— Вопрос в деньгах, и всего-то?
— Для Москвы, полагаю, да.
— Не знаю, было ли , не было, но слышал эту историю от Яна Гельмана, знаменитого художественного руководителя «джентльменов». Когда Одесса выиграла первый сезон возобновленного КВН в 1986 году, на заседании обкома партии первый секретарь якобы произнес такую фразу: «Ну что, год отличный, в КВН выиграли , «Черноморец» в высшую лигу вывели, теперь бы еще урожай собрать хороший, и все классно». В Донецке такую фразу могли бы произнести в обкоме?
— В Донецком обкоме не сильно КВНом занимались. Только после определенных успехов, после того как мы «засветились» на центральном телевидении, руководство института и города немного повернулись лицом к нам. А по большему счету если мы и были кому нужны, то самим себе.
— Ваша команда сделала историческое дело. Дважды. Вы первые в КВН вышли с музыкальной пародией, и в ваших рядах впервые сыграл чернокожий игрок до того, как это стало фишкой команды КВН РУДН.
— Еще до Москвы мы активно использовали пародийный жанр, это было для нас обычным делом. Тут такой был момент: мы всегда перед началом подготовки к игре, перед тем как придумывать образы и писать тексты, сами себе задавали вопрос: чем будем удивлять зрителя? Мы старались постоянно что-то привносить новое. Мы делали в одной игре кукольный театр, в другой придумывали другую «фишку». А Джойс Франклин – он мой хороший товарищ. Он учился в Горловке, в институте иностранных языков. Потом я привел его в команду Донецка.
— Продолжаете общаться – члены команды – друг с другом?
— Да, конечно. Война внесла определенные коррективы в общение и дружбу. Но отношения поддерживаем.
— В те времена происходили вещи, которые сегодня невозможны: одесситы, например, поставили ультиматум Маслякову, что не будут играть матч, если он не будет идти в прямом эфире. И добились своего. Ваша команда была столь же свободолюбива? Цензура была?
— Когда мы в восемьдесят седьмом году начали ездить в Москву, заявляться на сезон, то видели, как перед каждой игрой были просмотры, ребята там в галстуках и пиджаках ходили на генеральных прогонах. Цензура какая-то была. Но она не носила жесткого характера. У нас был редактор Александр Васильевич Масляков. Не было такого, чтобы вот этого «нет и все».
— А как с внутренней цензурой, она построже будет? Ведь то время было разухабистое, можно было выйти на сцену, снять условные штаны или сказать что-то вроде «КПСС – говно!», и успех был бы обеспечен.
— Внутренняя цензура всегда должна быть. Это – мораль, культура, нравственность, уважение к чему-либо.
— Шуток ниже пояса у вас не помню, нет?
— Нет. Воспитание, образование. Мы даже не думали о шутках такого уровня.
— Не то у вас воспитание, как сказала бы Манька-облигация. В первые пять лет возобновленного КВН Украина безоговорочно лидировала. Кроме одного сезона, все чемпионы были из этой республики. Апофеозом стал сезон девяностого года, когда в финале играли Днепр, вы и Одесса. Почему такой расклад был, как думаешь?
-А кто его знает? Возможно, на тот момент, на Украине жили более веселые и энергичные ребята.
— Продолжу петь дифирамбы Донецку. Вы стали первой в истории возобновленного КВН командой с ярко выраженным фронтменом, Сергеем Сивохо. Тремя годами ранее Одесса подарила стране Левинзона, но Сивохо заполнил собой вообще все, благо размеры позволяли, шучу, конечно.
— Сережа поступил в институт и на внутренних играх сразу показал себя ярким талантом. Актер, да еще поющий. У него, к слову, был в ту пору видеомагнитофон. А для человека творческого на тот момент это было большим подспорьем – он мог видеть иностранных артистов, иностранные хорошие фильмы, сравнивать и расти. Так что он был действительно впереди многих. И потом, он был подготовлен лучше: в школьные годы играл в театре, то есть мог «продать» текст, сыграть интонациями, мимикой, жестами. Мы как увидели его в играх, сразу пригласили в главную институтскую команду. А поскольку он и фактурой выделялся, то занял место в центре линейки. К слову, вторая наша «звезда», Федя Гапоненко, они часто играли с Сивохо пару на контрасте габаритном, на внутренних играх также блистал.
— В те годы Масляков уже был «барином» (таково неофициальное прозвище в квн-среде телевизионного ведущего)?
— Нет, нормально мы с ним общались. Тексты обсуждали, можно было спорить, аргументировать.
— Кто-то и команд, кто стал играть после вас, напоминает вам Донецк?
— Сейчас не знаю. Раньше – «дети лейтенанта Шмидта», «Станция «Спортивная».
— Лучшая шутка команды, лучший номер?
— Так навскидку не скажу. Но читая анекдоты в Сети, иногда вылавливаю там наши шутки, которые ушли в народ. Ну вот такая, например: «- Не люблю я котов, от них только шерсть, да запах. — Да вы их просто готовить не умеете!» Лучший номер? Пожалуй «Золушок», «дрим-тимовский», в 1993 году. «Золушок» потом многие студенческие театры отдельно ставили. Это если не брать выступление «Дрим-тим» на гала-концерте в честь тридцатипятилетия КВН. Там была очень плотная линейка шуток.
— Команда КВН «Джентльменов» из Одессы – это пародия на «Место встречи изменить нельзя» и монолог Яна Левинзона «Красиво!». Команда КВН из Новосибирска – «Партия – наш рулевой, партия дай порулить!» и пародия на песню Серова. Команда КВН из Днепропетровска – «Эммануэль и песня о счастье». Что бы ты назвал символом ДПИ?
— Шутку из восемьдесят девятого года. К сожалению, она актуальная и сегодня: «Только в нашей стране можно бесплатно учиться, бесплатно лечиться и… бесплатно работать».
— А что из твоего не стыдно было бы предложить в сокровищницу КВН? Имею в виду шутки во время капитанского, когда на придумывание давали полминуты…
— Мне кажется, что лучшим по быстроте и качеству был ответ на капитанском конкурсе восемьдесят девятого года. «Чего вы боитесь больше: реакции зала или реакцию манту?» «Больше я боюсь внутренней реакции!» Тогда, перед развалом СССР, это было действительно смешно и очень в точку.
— Все из того призыва в КВН сделали карьеру, но так себе. Комаров («Уральские дворники,» «Дрим тим»), Сивохо, Федя Гапоненко радиоведущий, кто-то в бизнесе. Но никто даже близко не подошел к карьерам тех, кто пришел в КВН позже – Харламов, не говоря уже о Зеленском. Это судьба первопроходцев?
— Ну, что тут скажешь? Кто-то совпал со временем, кто-то не совпал. Если сравнивать, то нам еще повезло, мы захватили расцвет КВН международного масштаба: Израиль США, Германия. А вот наши предшественники, сезонов 1986–1988 годов, они ведь были очень талантливыми, но вот со временем они не совпали. После нас появились другие возможности, начались параллельные проекты.
— Ты так и не стал чемпионом, ни с ДПИ, ни с «Дрим-тимом». Обидно?
— Когда-то очень обидно было. С годами обида немного ушла, понял, что это была не игра, а телепередача: это разные вещи. И разные там правила. К телепередаче нельзя применять правила игры. С другой стороны, кто сейчас помнит Харьков, чемпионов сезона восемьдесят девятого года?
— Когда было обиднее, проигрыш с Донецком или проигрыш с «Дрим-тимом»?
— Всегда. Я игрок, если играю, то хочу победить.
— История «Дрим-Тима» – уникальная. Это был первый и насколько я знаю, единственный опыт совместного выступления российских и украинских веселых и находчивых. Как вообще родилась такая безумная идея? Название – это же отсылка к Олимпиаде в Барселоне, в девяносто втором году, там впервые сыграла американская баскетбольная «Дрим-Тим» во главе с Майклом Джорданом?
— Да, верно. Родилась она во время фестиваля КВН, в девяносто третьем году в Воронеже. Мы очень сошлись в подходах к творчеству с командой из Екатеринбурга, и в общении как-то выплыла идея объединения и участия в сезоне. И мы, и они хотели победы. Репетиции проходили в Екатеринбурге. Текстами обменивались с помощью многометровых факсов. Недели за три до игры в Екатеринбург вылетали донецкие авторы и ведущие актеры. Там дорабатывали тексты и начинали сборку программы. Дней за десять до игры летели в Москву, где и воссоединялись с остальной частью команды. Девяносто третий год вообще для меня стал самым насыщенным КВНовским годом. Там были «Дрим-тим» и сборная СНГ.
— КВН нынешний смотришь?
— Нет. В Украине игры КВН давно не показывают.
-Какой КВН, московский, масляковский?
— Да. В Сети КВН я не смотрю.
— А свой КВН, украинский, он есть?
— Я занимался этим вопросом, хотел, чтобы в стране был КВН.
— Я даже помню, как ты пытался в середине девяностых украинскую лигу раскрутить.
— Да. Но тогда украинские телевизионные каналы не хотели конфликтов интересов с компанией «АМиК». КВН — бренд, они боялись судебных исков. Так, во всяком случае, объясняли мне, возможно, были совсем иные резоны.
— КВН рискует исчезнуть, если под этим подразумевать то, во что в свое время играли вы? В какой вид, в какую передачу он может трансформироваться?
— КВН – такая структура интересная, самовосстанавливающаяся , саморегулирующаяся. Пройдет время, игра обновится, но игра будет. Это же беспрецедентный синтез спорта, культуры, литературы, театра. В этой игре могут расти все: и актеры, и авторы, и продюсеры, и телеоператоры, и музыканты. КВН дает обществу массу полезных направлений. Я знаю, что многие их тех, кто играл в украинской ассоциации КВН, которую я возглавляю, стали впоследствии кандидатами и докторами наук. КВН – это в первую очередь умение быстро и неординарно мыслить.
— То есть не спешите его, КВН в Украине хоронить?
— И да, и нет. КВН ушел с телевидения, и молодежь частично утратила интерес к игре, как к возможности какого-то социального лифта. Играют больше в школах, немного в высших учебных заведениях. Как таковых игр нет, в основном фестивальный формат.
— Гала-концерт?
— Да.
— Был ли антисемитизм в КВН большом?
— Если бы он был, не было бы КВН.
— Ты в блестящей форме, капитан Агранат, браво!!! В твоем аккаунте в ФБ появилось фото вакцинации. Зачем так публично? Хочешь быть в тренде или подвигнуть народ? Как у вас в Украине с этим делом? Прошу понять меня правильно. Народ верит в вакцинирование, в ту вакцину, что предлагают власти?
— У нас тут много разговоров о вакцинации, полезна или нет, спорят. Фото – это мое отношение к процессу и спорам, вот так скажу. Надо прекращать заниматься глупостями, вакцинироваться и останавливать эпидемию.
— «Ковид» в Украине. У нас тут ходят разные страшилки…
— У нас началась вакцинация. Пока вакцины не так много. Очень плохо, на мой взгляд, ведется агитационная компания. На днях услышал по телевизору прогноз: если такими темпами будут вакцинироваться, то на первый укол всем украинцам уйдет около двенадцати лет.
— Зеленский – президент Украины. Это смешно?
— Я не знаю, зачем это он сделал. Мне кажется, ему не стоило идти в политику.
— А Сивохо-политик, тебя не удивляет? (В 2019 году известный кавээнщик был назначен советником секретаря Совета по национальной безопасности и обороне Украины по вопросам реинтеграции и восстановления Донбасса).
— Думаю, ему тоже не стоило этого делать.
— Тебя в политику не звали?
— Лет пятнадцать назад были разговоры на эту тему, но я не пошел.
— Ты пересекался с Зеленским в КВН, как действующий игрок?
— Нет. Он начал играть в команде «Запорожье – Кривог Рог – транзит» в девяносто четвертом, я в девяносто третьем с «Дрим-тимом» ушел уже. Где-то в кулисах пересекались, и не раз, друг друга знаем. На уровне «привет- привет».
— Раньше, знаю, было такое понятие как «кавээновское братство». По примеру борцовского, боксерского. Сейчас как с этим?
— И сейчас есть.
— Ты можешь поехать к партнерам по «Дрим-тиму», скажем, в Екатеринбург, без проблем? Как говорилось в первом приветствии команды, «Выпить цистерну пива с друзьями из Донецка – это просто мечта!».
— Пока — нет, пока никуда не поеду. Пока война – нет.