

Предположим, что вы по какой-то причине захотели купить проигрыватель виниловых пластинок. У каждого эта причина своя и, вне всякого сомнения, требует уважения. Однако, если вы новичок, количество непонятных терминов, вроде «тонарма», «картриджа», «фонокорректора» или «прямого привода», могут поначалу отпугнуть.
Цель этого текста — объяснить самые важные аспекты выбора винилового проигрывателя, не углубляясь в излишнюю детализацию, невозможную в рамках данной статьи. Мы расскажем, как избежать ошибок и поможем новичкам несколькими конкретными примерами проигрывателей в разных ценовых диапазонах.
Teac TN-180BT-B
Недорогое и качественное решение для желающих попробовать
Купив Teac TN-180BT-B, вы получите современный строгий дизайн, встроенный отключаемый фонокорректор, систему автостопа с автовозвратом, сбалансированный еще на заводе тонарм, ременной привод без вибраций и простоту использования. «Включил и он просто работает» — это именно про эту модель. Бонусом идет прослушивание музыки через Bluetooth.

Audio-Technica AT-LP60XBT
Альтернатива с дизайном попроще
При схожих с Sony PS-LX310BT характеристиках, продукт от Audio-Technica отличается упрощенным «пластиковым» дизайном и не самыми лучшими материалами. Bluetooth и встроенный фонокорректор тоже в наличии, а вот функции оцифровки винила хотя бы в MP3 уже не предусмотрено. Зато цена порадует самых экономных новичков.

Pro-Ject Primary E Phono OM NN
Достойная и качественная альтернатива
Компания Pro-Ject предлагает новичкам основу из цельного деревянного массива, регулируемый тонарм с возможностью апгрейда картриджа, внимание к деталям и очень солидный внешний вид.
Встроенный фонокорректор не забыт, а вот детские игрушки вроде MP3 или Bluetooth у Pro-Ject вы не встретите — это все же продукция другого уровня, пусть и младшая модель в линейке.
Pro-Ject Debut Carbon EVO
Для уверенных новичков
Pro-Ject — едва ли не самая знаменитая сегодня компания, выпускающая проигрыватели винила. Слово Carbon в названии этой модели не случайно: именно из этого материала сделан её тонарм. Прямо с завода на тонарм установлен и отрегулирован картридж Sumiko Rainier, а проигрыватель может похвастаться электронным переключателем и контролем скорости.

Pro-Ject T1 Phono SB
Добавим немного стекла
Проигрыватель поставляется с уже предустановленным и настроенным MM-звукоснимателем Ortofon OM 5E, и, таким образом, практически полностью готов к прослушиванию пластинок сразу после распаковки. Еще одной особенностью Pro-Ject T1 Phono SB является наличие встроенного фонокорректора, что делает возможным его подключение к любому свободному линейному входу интегрального усилителя или AV-ресивера.
У Pro-Ject T1 Phono SB есть одно очень заметное отличие — стеклянный опорный диск. Он настолько аккуратно изготовлен, что пластинки можно класть прямо на него, не используя войлочный или резиновый коврик.

Pro-Ject Essential III Digital OM 10
Идеальный инструмент
Pro-Ject ESSENTIAL III Digital Piano OM10 входит в обновленную серию проигрывателей Essential III, все модели которой построены на одинаковом шасси, но различаются функциональными возможностями. К особенностям модели Pro-Ject Essential III Digital относятся наличие встроенного фонокорректора, а также АЦП с выводом сигнала через разъем TosLink. Цифро-аналоговый преобразователь позволяет выводить сигнал с частотой дискретизации 48 или 96 кГц. Через оптический выход проигрыватель можно подключать к совместимым аудиоустройствам (саундбарам, AV-ресиверам), не имеющим свободного аналогового входа.

Аспект 1. Новый проигрыватель винила или ретро?
Существует мнение, что в качестве самого первого лучше купить ретро-проигрыватель — дескать, даже если поломается, найти запчасть не будет проблемой. Ведь вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия виниловые проигрыватели были основным источником музыки, а это в свою очередь означает огромные тиражи проигрывателей на выходе с заводских конвейеров.
В этом доводе кроется подвох. Мы тут все с вами соображаем в современных технологиях и понимаем разницу между топовым айфоном от Apple и безымянным китайским ширпотребом, который продается миллионами штук за копейки, не покидая пределов Китая, быстро ломается и без сожалений выбрасывается. Так вот, если взять условные 70-е и 80-е годы прошлого века, самый расцвет винила, то соотношение хороших проигрывателей и откровенного ширпотреба будет таким же. Винтаж — это не обязательно качество. Зачастую это были довольно плохие новые проигрыватели, которые спустя примерно 50 лет превратились в столь же плохие, но уже очень старые проигрыватели.
А вам нужно включить и чтобы всё работало. И не сломалось через неделю.
Конечно, есть определенная вероятность, что вы в принципе фанатеете по всяким винтажным штукам и считаете, что хороший проигрыватель винила (а сама технология и впрямь винтажная же) обязательно должен быть старым. Ну, ок, ваше право. Но если вы хотите винтажный проигрыватель в хорошем состоянии — готовьте очень много денег. Поверьте, реально много.
Но подумайте, а если вдруг окажется, что вся эта возня вокруг пластинок была минутным порывом и это вообще не ваше? Как скоро вы найдете кого-то, кто согласится выложить за ваш дорогой винтажный проигрыватель ту кругленькую сумму, на которую решились вы?
К сожалению, есть такая вещь, как законы физики и износ материалов. Как бы там ни было, какими бы идеальными ни были условия хранения, нужно понимать один базовый принцип: винтажные проигрыватели возрастом 30–50 лет — ломаются. Всё. Точка. Вы останетесь один на один с дорогостоящей проблемой. В большинстве случаев еще и неразрешимой. Вот оно вам, новичку, надо?
Возвращаясь к тезису о ширпотребе 70-х, нужно упомянуть еще одну немаловажную деталь: количество производителей, которых 50 лет назад было, условно говоря, несколько тысяч, в наши дни ужалось до пары десятков достойных упоминания. И рынок сбыта у них тоже ужался. А что происходит с конкуренцией в таких ситуациях? Правильно, она обостряется. Никто из современных производителей (ну, почти) не будет пытаться производить и продавать откровенный шлак. Это просто бессмысленно.
Аспект 2. Дизайн винилового проигрывателя
Вопрос дизайна — это не вопрос того, как устроен проигрыватель пластинок. В целом все они устроены примерно одинаково: корпус, опорный диск, торнарм и картридж с иглой. Различия начинаются в материалах, из которых всё это собрано, и в электронной начинке. Именно эти параметры отличают хороший проигрыватель винила от плохого.
Дизайн — это в чистом виде вкусовщина. В основном начинающие любители, особенно молодёжь, по дефолту представляет себе дизайн проигрывателя с формулировкой «как у диджея из того фильма».
На самом деле типов дизайна виниловых проигрывателей существует, не поверите, больше, чем один. И они, несмотря на общность конструкции, очень разные. Но тут есть одно большое, очень большое «но». Оно называется «портативный проигрыватель пластинок». Никогда, слышите, никогда не покупайте себе этот симпатичный «чемоданчик». Только врагу в подарок.
У всех портативных проигрывателей винила есть одно общее свойство: они делают ваши пластинки одноразовыми. Так что выбрать проигрыватель винила лучше пусть из бюджетного диапазона, но все же что-то качественное и стационарное.
В данный же момент стандартом дизайна современного винилового проигрывателя является здоровый минимализм.
Кому-то при этом внешний вид современных вертушек покажется скучным, кому-то — замечательно строгим. Но даже если этот самый минимализм вам не по нраву, найти среди современных моделей закос «под винтаж» тоже вполне можно.
А вот что действительно важно, так это то, что никакой корреляции между винтажным дизайном современного недорогого проигрывателя винила начального уровня и его звучанием еще никто не доказал. Причина проста — её нет. Подобная зависимость появляется совсем в другом ценовом сегменте.
Аспект 3. Устройство проигрывателя винила: прямой или ременной привод
Конструкция прямого привода, где опорный диск надевается, условно говоря, прямо «на мотор», является его основным недостатком. Почему? Ответ прост — вибрация. Она передается прямо на опорный диск, с него на пластинку, с пластинки на иглу и далее по всему тракту прямо в вашу акустику, сопровождая музыку довольно заметным фоновым шумом.
Конечно, шум этот довольно условный. Могут встречаться проигрыватели, которые передают в иглу фоновую вибрацию 50 Гц от источника питания, но это говорит только о том, что устройство этого винилового проигрывателя — полный шлак и вам такой вообще не нужен. В остальных случаях грамотная конструкция и виброразвязка сводят минусы прямого привода практически к нулю.
Тем не менее, обеспечить качественный звук на прямом приводе — это дополнительные усилия инженеров и дополнительные финансовые затраты. В том числе довольно заметные и для покупателя, то есть вас. А оно вам, новичку, надо?
В то же время проигрыватель винила с ременным (или, как у нас принято говорить, «пасиковым») приводом по умолчанию спроектирован так, что попросту не может столкнуться с проблемами фоновой вибрации.
Аспект 4. Устройство проигрывателя винила: автоматика или ручное управление
У обоих вариантов управления проигрывателем есть свои поклонники и противники. Автор этих строк тяготеет к полуавтомату: пластинка доиграла, сработал автостоп и игла поднялась в воздух. Если при этом есть еще и автовозврат, то вообще прекрасно, но не обязательно.
Почему я не люблю проигрыватели с полностью ручным управлением? Всё просто: я не всегда могу подойти к проигрывателю, как только закончится сторона, чтобы остановить вращение и вернуть тонарм на место. Следовательно, пластинка будет крутиться, а игла — пилить её. Возможно, долго.
Конечно, ресурс у современных игл такой, что даже несколько часов в таком состоянии ей не повредит. А вот с пластинкой могут возникнуть неприятные вопросы. Практический опыт показывает, что на скорости 33,3 об/мин (стандарт для индустрии) игле понадобится пару недель, чтобы пропилить винил насквозь. Конечно, никто и никогда такого делать в домашних условиях не станет, но всё равно, даже лишний час — зачем?
Современные же производители проигрывателей начального и среднего уровня автостоп не жалуют. Поэтому самой распространенной ошибкой здесь будет покупка винтажного проигрывателя с автостопом. Поверьте, статистика говорит, что именно система автостопа и автовозврата — это первое, что выходит из строя в проигрывателях возрастом 30–50 лет. Починить — нереально.
В некоторых случаях вернуть проигрыватель к жизни можно, попросту удалив из него автоматику. Но что мы получаем на выходе? Правильно — старый и при этом поломанный проигрыватель без автостопа. И стоило огород городить? А бывают случаи, когда все системы проигрывателя взаимосвязаны и поломка автостопа означает поломку всего проигрывателя. Навсегда.
Поэтому, несмотря на сопротивление со стороны основной массы производителей и бытующее мнение, что недорогих проигрывателей с автостопом не бывает, нашлось несколько компаний, которые подошли к вопросу адекватно и выпустили таки проигрыватели начального уровня с простой и надежной автоматикой.
Аспект 5. Устройство проигрывателя винила: встроенный или внешний фонокорректор
Нужно понимать, что устройство винилового проигрывателя не позволяет выводить аудиосигнал напрямую на вход усилителя. ЕСли не углубляться в технические термины, сигнал слишком слаб, чтобы быть «услышанным» усилителем. Для исправления этой ситуации используют так называемые фонокорректоры — специальные промежуточные устройства, усиливающие выходной сигнал проигрывателя до нужных параметров.
В зависимости от устройства проигрывателя, фонокорректор может быть как внешним, так и встроенным. Встроенный фонокорректор приближает покупателя к ситуации «купил проигрыватель и начал пользоваться», внешний — дает простор для фантазии и опустошения кошелька.
К счастью, большинство современных проигрывателей винила, особенно начального уровня, оборудованы отключаемым встроенным фонокорректором. А это значит, что если слушателю со временем захочется каких-то улучшений, достаточно будет подключить в цепочку устройств фонокорректор и перевести переключатель «phono/line» в соответствующее положение.
А что в итоге?
Что ж, подытожим базовые принципы. Начинающий покупатель винилового проигрывателя должен руководствоваться следующими принципами:
- Правильно: купить новый проигрыватель с ременным приводом, со встроенным фонокорректором (опционально) и автостопом.
- Неправильно: купить винтажный проигрыватель с прямым приводом, без фонокорректора и с автостопом (который все равно поломается).
Остается только определиться с бюджетом и, исходя из своих возможностей, выбрать модель винилового проигрывателя для покупки.
Разумеется, есть намного более дорогие проигрыватели винила, предлагающие пользователям массу возможностей для апгрейда и дополнительных опций, но в рамках нашей задачи — выбрать хороший виниловый проигрыватель для начинающих — смотреть в сторону более дорогих моделей просто нет смысла. Начните с какой-то из перечисленных моделей, потихоньку соберите несколько любимых пластинок, а там уже станет ясно, действительно ли это занятие — ваше.
В конце концов, нет предела совершенству, так что где поставить точку, зависит только от лимита на вашей кредитной карте. Проигрыватели винила стоимостью в десятки тысяч долларов тоже существуют, но начинать с них мы точно не советуем.
$100-$300
Teac TN-180BT-B
Недорогое и качественное решение для желающих попробовать

Плюсы
- встроенный отключаемый фонокорректор
- система автостопа с автовозвратом
- привод ременной
- сбалансированный еще на заводе тонар
- прослушивание музыки через Bluetooth
Audio-Technica AT-LP60XBT
Альтернатива с дизайном попроще

Плюсы
- встроенный фонокорректор и Bluetooth
- полная автоматика
- привод ременной
Минусы
- функции оцифровки винила хотя бы в MP3 не предусмотрено
Pro-Ject Primary E Phono OM NN
Достойная и качественная альтернатива

Плюсы
- Основ из цельного деревянного массива
- Регулируемый тонар с возможностью апгрейда картриджа
- Встроенный фонокорректор
- Внимание к деталям и очень солидный внешний вид
Минусы
- Отсутствие автостопа
$300-$1000
Pro-Ject Debut Carbon EVO
Для уверенных новичков

Плюсы
- электронный переключатель
- контролер скорости
- привод ременной
Минус
- Отсутствие автостопа
Pro-Ject T1 Phono SB
Добавим немного стекла

Плюсы
- встроенного фонокорректора
- предустановленным и настроенным MM-звукоснимателем Ortofon OM 5E
- привод ременной
Минусы
- Отсутствие автостопа
Pro-Ject Essential III Digital OM 10
Идеальный инструмент

Плюсы
- встроенный фонокорректор
- проигрыватель можно подключать к совместимым аудиоустройствам
- привод ременной
Минусы
- Отсутствие автостопа
Для тех, кто хочет знать больше:
Источник: gagadget