
Масштабное расследование Международного консорциума журналистов (ICIJ), в ходе которого было изучено около 12 млн документов, полученных от 14 различных фирм, работающих по всему миру, проливает свет на возможную теневую финансовую деятельность мировых политиков, крупных чиновников, руководителей СМИ и бизнесменов.
В этом расследовании приняли участие 600 журналистов из 150 СМИ в 117 странах.
Расследование назвали «Досье Пандоры», поскольку оно вскрывает сомнительные связи политиков с представителями крупного бизнеса и их действия по сокрытию финансовых активов на офшорных счетах.
По данным израильской некоммерческой организации «Шомрим», принявшей участие в этом расследовании, в «Досье Пандоры» фигурируют имена 565 израильтян.
Наиболее известные из них — бывший министр юстиции от партии «Авода» Хаим Рамон, израильский алмазный магнат Бени Штайнмец и бывший мэр Иерусалима, а ныне депутат Кнессета от партии «Ликуд» Нир Баркат.
Хаим Рамон
Имя сделавшего стремительную политическую карьеру в начале 90-х годов прошлого века Хаима Рамона всплыло в «Досье Пандоры» в связи с сомнительной сделкой по приобретению туристической недвижимости в Черногории, заключенной с австрийским «игорным королем» Мартином Шлаффом.
Подозрение в нечистоплотности сделки возникло у расследователей в связи с отсутствием финансовой логики в действиях Рамона.
Дело в том, что купленная им у Шлаффа заведомо убыточная компания «Бигова бэй ду» (Bigova Bay Doo), уже имела на момент приобретения долг в 52 млн евро. С учетом, что ее прогнозируемый годовой убыток составлял 400 тысяч евро, спасти компанию от банкротства могло лишь только чудо.
При этом контракт о купле-продажи «Бигова бэй ду» был составлен таким образом, что Шлафф по желанию имел возможность выкупить ее частями в любой момент.
После приобретения убыточной компании Рамон начал искать кредиты для погашения ее долгов. Так, согласно документам, в июле 2016 года компания вложила около ста тысяч долларов в ФК «Апоэль Тель-Авив», права на управление которым ранее принадлежали Рамону. Другой документ, датированный январем 2018 года, содержит информацию о намерении Рамона вывести 240 тыс евро из «Бигова бэй ду» для предоставления ссуды его сыну на приобретение недвижимости в Берлине. В качестве гарантии погашения этой ссуды должен был стать ее заклад в пользу компании.
Лишенные, с точки зрения журналистов-расследователей, логики действия Хаима Рамона указывают на то, что он действовал как «подставное лицо» Мартина Шлафа и, возможно, небесплатно.
Рамон, в свою очередь, назвал подобные утверждения «обидными, оскорбительными и не соответствующими действительности».
По словам политика, принадлежащий Шлаффу фонд MS Privatstiftung обратился к нему в 2016 году с просьбой о содействии в продвижении проекта «Бигова бэй ду», который к тому времени уже испытывал серьезные финансовые проблемы.
«Я обратился к господину Мэнни Вейцману, известному бизнесмену с опытом работы в гостиничном бизнесе. Мы создали совместный фонд DLN.RM International Investment LTD, который стал владеть «Бигова бэй» и я попытался вывести этот проект из кризиса», — заявил Рамон.
Бени Штайнмец
В документах также упоминается крупный израильский предприниматель-миллиардер, «алмазный магнат» Бени Штайнмец.
В этом году он был осужден женевским судом по делу о взяточничестве и коррупции.
Штайнмец обвинялся в создании целой сети подставных компаний, через которые он подкупал чиновников в Гвинее, чтобы заполучить лицензию на разработку гигантских месторождений железной руды на юго-востоке этой страны.
Согласно документам «Досье Пандоры», в 2018 году в разгар судебного разбирательства в отношении Штайница, бизнесмен, опасаясь конфискации его активов в Европе, перевел около 1 млрд долларов из финансового фонда в Лихтенштейне в фонд на островах Кука.
Штайнмец объяснил этот перевод недовольством результатом размещения средство в Лихтенштейне.
Нир Баркат
В «Досье Пандоры» засветился и бывший мэр Иерусалима, а ныне депутат Кнессета от «Ликуда» Нир Баркат.
Расследователям показалось странным, что компании «И-Торо» (eToro), акциями которой владеет Баркат, зарегистрирована на Виргинских островах, несмотря на то, что большинство ее офисов работают в Израиле.
Владение действующим политиком компанией, укрывающейся от налогов в «оффшорной гавани», противоречит правилам, установленным Парламентской комиссией по этике, хотя само по себе, не является прямым нарушением израильского законодательства.
Напомним, Баркат был мэром Иерусалима с 2008 по 2018 годы. В тот период он утверждал, что перевел свои финансовые активы в «слепой траст», как это делают большинство политиков и чиновников. Однако, по данным расследователей «Шомрин», документы от 2019 года свидетельствуют о том, что большая часть этих активов оставалась зарегистрированной на его имя.
В офисе политика, комментируя выводы расследователей, сообщили, что накануне прихода Барката в политику 18 лет назад, управление всеми принадлежащими ему активами было передано его брату, а после избрания в Кнессет он сформировал «слепой траст», поставив об этом в известность Комиссию Кнессета по этике.
«В публикации этого нелепого расследования трудно не углядеть политические интересы», — заявили в офисе Барката.