На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Донбасс Сегодня

100 подписчиков

Симхат-Тора

АВТОР:

Зеэв Вагнер

,

редактор «Российской еврейской энциклопедии».

I

27 сентября 2021

09:49

Неделя Суккот завершается праздником Торы — Симхат-Тора. В этот день в синагогах устраивают «акафот» — торжественное шествие со свитками Торы. Шествие это, сопровождаемое песнями, переходит в танец. В танец во славу Торы. Веселье и радость неразрывно связаны с этим праздником.

Именно в этот день, в Симхат-Тору, или, как принято произносить эти слова в России, в Симхас-Тойре, десятки тысяч евреев приходили к синагогам своих городов. И чаще всего это было именно «к», а не «в». И придя «к» синагоге, евреи танцевали. Танцевали, не понимая, в честь чего сегодня праздник и почему они танцуют. Но они танцевали, выражая так свою приверженность к еврейству, единство с Израилем и еврейским народом. Смысл этого праздника прост и объясняется его названием: Симхат-Тора (радость Торы). В этот день евреи радуются окончанию годичного цикла чтения Торы и начинают читать Тору сначала. Мудрецы наши говорили, что есть десять степеней веселья, и девять из них «отпущены» для Симхат-Тора.

Рабби Натан Цви из Слободки говорил: «В праздник Симхат-Тора пляшут вместе знатоки Торы и простые люди, ибо Тора не мала даже для величайшего из великих и не велика даже для самого маленького из малых».

Рассказывал рабби Нафтали из Ропшица: «Увидел я один раз в праздник Симхат-Тора извозчика, который более чем все остальные радовался, веселился, пел и плясал вокруг свитка Торы. Сказал я ему: «Сын мой, что тебе до этого праздника? Ведь ты совсем не учил Тору на протяжении этого года». «Рабби, — ответил он, — если у брата моего радость, разве не должен я радоваться вместе с ним? Разве его радость — не моя радость?»

Во все времена и во все поколения евреи придавали особое значение танцу — ведь написано в Торе: «Служите Б-гу с радостью». Но только после возникновения хасидизма танец стал одним из путей служения Б-гу. Основатель хасидизма рабби Исраэль Бааль Шем-Тов говорил, что «танец поднимает душу с нижней ступени на высшую». Хасидизм видит в танце высокую ступень служенья Б-гу, в особенности — в праздник Торы, когда танцевали и радовались до полного изнеможения.

Рабби Моше-Лейб из Сасова гостил однажды у рабби Леви-Ицхака из Бердичева. Во время утренних благословений, когда рабби Леви-Ицхак дошел до благословения «Благодарю, что Ты не создал меня гоем», он начал танцевать и несколько раз повторял и повторял эти слова. Спросил его рабби Моше-Лейб: «По какому поводу ты так радуешься и танцуешь?» Ответил ему хозяин: «Вот уже две тысячи лет стараются гои сделать нас подобными себе. Но мы остались евреями. Так как же не радоваться этому?!»

Рабби Авраам, сын магида из Межерича, однажды в Симхат-Тору увидел, как танцует рабби Арье-Лейб, известный под именем «дед из Шполы». Все хасиды столпились вокруг, а рабби все танцевал и танцевал… Посмотрел рабби Авраам в лицо «деда», встал и сказал: «Друзья мои, я должен сказать вам, что танец рабби Арье-Лейба говорит Б-гу больше, чем все мои молитвы!»

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх