На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Донбасс Сегодня

103 подписчика

Езиды и езидизм — древняя религия курдов

Во всероссийской переписи населения 2002 года зафиксирована такая национальность как «езиды». Несмотря на это, большинство жителей России даже не знают о существовании такой национальности, как езиды, и религии с названием Шарфадин или езидизм.

В настоящее время в России проживают около 40 тыс. езидов, общая же численность во всем мире составляет около 1 млн.

чел. или даже больше.

Основной территорией проживания являются Ирак, Турция, Сирия, Армения, из-за притеснения на родных территориях множество езидов иммигрировали в Германию, Россию, Грузию и другие страны запада.

Происхождение езидов связано с Иракским Курдистаном, где находится главное святилище езидов — храм Лалеш. Разговаривают езиды на одном из диалектов курдского языка, курманджи.

Святыня езидов — храм Лалеш, в 40 км к северу от Мосула (Ирак)

Сразу оговорюсь, что название статьи носит провокационный характер, так как езиды не любят, когда их называют курдами, в особенности из-за того, что случилось с ними в двадцатом веке, когда из Турции из вытесняли курдские войска хамадие. В Армении, где они нашли прибежище езиды предпочитают говорить, что они принадлежат к другому этносу, не курдскому. Об этом пишут статьи, всячески это доказывают и обосновывают. Кроме того по поводу происхождения езидизма существует две версии:

  1. В основе езидима лежит древняя религия месопотамских курдов, которую они сохранили в новой форме
  2. Это совершенно новая религия, возникшая в 11 веке, не имеющая к курдам никакого отношения, а езиды это и вовсе не курды.

Происхождение езидизма

Согласно первой гипотезе, езидизм является наследием древних религий шумеро-аккадской Месопотамии, индоевропейского Зороастризма, средневековых мистических сект ближнего Востока и отчасти индуизма.

Езидизм можно рассматривать как одно из направлений традиционных верований существовавших еще до прихода ислама.

Вторую гипотезу подтверждает тот факт, что хотя в езидизме считается, что у нее нет основателя, нельзя не отметить выдающуюся роль в становлении этого учения шейха Ади (Ади ибн Мусафира), родившегося в 1070-х годах в древнем культовом центре Баальбеке на территории современного Ливана.

Надо отметить, что 11-век стал эпохой расцвета многих мистических течений. Это время раскола христианства на католичество и православие и католичество в 1054 г., начало крестовых походов и создания курдской династии Аюбидов Салах ад Дином . В это же время на территории Сирии складываются учения как алавитов, алевитов и друзов.

Праздник в Лалеше

Аз-Захаби сообщает, что шейх Ади после долгого путешествия по Сирии, Хиджазу и Ираку увидел сон, в котором ему сказали: «О Ади, иди в Лалыш, и там место твоё, и Бог твоей рукой оживит много мёртвых душ». Шариф Ади не был женат и вёл аскетический образ жизни, занимался земледелием и питался собственноручно-выращенными плодами, а из произведённого им самим хлопка вязал для себя одеяния. Показательно, что данная модель поведения соотносится с аскетизмом в индоевропейской кастовой модели, что продемонстрировал, в частности, Кришнамурти.

Шейх Али похоронен в храме в Лалеше, на месте бывшего христианского храма. где он провел остаток своей жизни в отшельничестве.

Могила шейха Али в Лалеше

В период жизни шейха Ади в Багдаде были записаны священные книги «Джилва» («Книга Откровения») и «Масхафа Раш» («Чёрная книга»), которые написаны, на южно-курдском диалекте особым алфавитом, однако эти книги были доступны лишь высшей касте, а езидизм в основном передавался из поколения в поколение как устная традиция. Сами езиды называют свою религию «Шарфадин», а термин «езидизм» «пошёл от самоназвания нашего народа», приверженцев этого учения.

Говоря о происхождении езидизма и его связаях с религиями междуречья, нельзя не отметить сходство кровли езидского храма с древними армянскими церквями.

Древний армянский монастырь

С приходом шейха Ади в XII в.н.э. у езидов  начался новый этап истории, поэтому езидскую религию условно делят на две эпохи: до и после шейха Ади. То, что было до шейха Ади мало что сохранилось. Шейх Ади внедрил  в езидизм некоторые элементы исламской космологии и демонологии, культ поклонения верующих пророкам авраамических религий (Мухаммеду, Иисусу, Аврааму), их святым и храмам, а также соблюдения их главных праздников. Ввел в кастовую структуру почитаемый в суфизме сан шейха (изначально в езидизме были только две касты: пиры-духовенство и миряне), правда, в отличие от суфизма, езидские шейхи связанны с наследственной передачей сана.

Из ислама были также взяты арабские чины священнослужителей – пеш имам, факир, мулла; обряд обрезания; паломничество; некоторые посты и праздник жертвоприношений «Айд аль-Адха» (в езидизме – «Айд Курбан»). Горе за храмом Лалиш в честь священной для мусульман горы Арафат вблизи Мекки, дал название Арафат, а святому роднику в подземной пещере под храмом Лалиш – название Замзам, в честь колодца Замзам, находящегося на территории главной мечети исламского мира «Аль-Мастжид аль-Харам» в Мекке. Езиды подражая мусульманам, стали цитировать их пророков, а вместо курдского «Хваде», часто произносить арабское «Аллах», «Иншалла».

Богослужение в езидизме сконцентрировано вокруг святой Троицы – Бог, архангел Малик Таус и шейх Ади.

Шейх езидов

Кастовая система езидов

Также как и в иудаизме, считается, что езидом невозможно стать, им нужно родиться. При этом езидам запрещается вступать в брак с иноверцами или представителями других каст. Кастовая система езидов напоминает ведический индуизм и состоит из трех основных и двух дополнительных:

1. Шейхи. Высшая духовная каста в езидстве. Шейхи возводят свою родословную к  шейху Ади  и как его преемники, обладают полнотой богослужебных и административных полномочий внутри своей паствы (мюридханы). В езидской теологии термин «шейх» приобрел широкий смысл: дух, мастер, покровитель; в обычном понимании: священнослужитель, особое духовное сословие. Отличительная особенность – шейхи носят белое одеяние, белый головной убор и черный пояс.

Шейх езидов

2. Пиры. Самостоятельный и полномочный представитель общины. Этот сан в езидской религии имеет широкий смысл — наставник, учитель, покровитель, блюститель. Пиры наряду с шейхами (могут и без них), исполняют религиозные функции и участвуют в  ритуальных обрядах. Пир также имеет власть посвящать других священников – шейхов и кавалов, и даровать им священство. Пиры подразделяются на 40 родов. В отличие от шейхов, пиры традиционно облачены в черную одежду.

3. Факиры. Это езид который становится монахом на всю жизнь, служителем божего храма. Они не участвуют в других ритуалах, кроме ухода за могилами, в особенности за мавзолеем шейха Ади. Факиры носят одеяние черного цвета, называемое «харк». Головным убором   служит черная чалма «куллик», опоясываются красным поясом, который называется «махакк», к нему прикреплено желтое кольцо «хадим». На шее носят тонкую нить, называемую «тока Йазид», которая по преданию, словно виселица все время должна предостерегать его от совершения греха.

4. Кавал. Это езид который учит молитвы, догмы, доа, и является хранителем этих догм, молитв, и доа, с целью быть достойным чтобы надеть священный Харка, от кастового рода Шехе-Шехубакра. Хранитель традиции. В качестве подтверждения своих полномочий они обязательно имеют при себе священный атрибут – санджак (медная статуя с изображением павлина).

5. Кочак – предсказатель. Им может стать каждый езид обладающий чудодейственными способностями, с благословения Баба-шейха. В брак кочаки могут вступать только внутри своего сословия. Кочаки отпускают длинные бороды, носят белую чалму и белую одежду, красный или черный шерстяной пояс с медным освященным кольцом.

6. Факрая – монахиня-целибатник, ведущая аскетический образ жизни. Ею могут быть езидки из любой касты. Старшая монахиня-факрая называется кабани т.е. хозяйка.

7. Мюрид-миряне. Светская каста по рождению.

Миф о сотворении мира

В Масхафе-Раш, «Черной книге» езидов, имеется фрагмент, описывающий Семь Великих Ангелов и связывающий их сотворение с семью днями Творения. Вначале этот текст сообщает, что Высший Бог начал с сотворения жемчужины, содержащей суть. Езидский текст утверждает, что эта жемчужина сорок тысяч лет пребывала на первой птице. Затем эта жемчужина треснула, превратившись в физическую вселенную. После этого, утверждает Масхафе-Раш, наступили семь дней творения:

  1. В первый день творения было воскресенье. Бог создал одного ангела, которого назвал Азраил. Это Малак Таус, который повелевает всеми.
  2. В понедельник Бог сотворил ангела Дардаила (Шейх Хасан).
  3. Во вторник Бог создал Исрафила (Шейх Шамс).
  4. В среду Бог сотворил ангела Михаила (Шейх Абу Бакр).
  5. В четверг Бог создал ангела Джабраила (Седж ад-Дин).
  6. В пятницу Бог создал ангела Шамнаила (Насир ад-Дин).
  7. В субботу Бог сотворил ангела Нураила (Фахр ад-Дин).
  8. Малак Тауса Бог.назначил старшим над всеми.
  9. Затем Бог сотворил Семь Небес, Землю, Солнце и Луну.
  10. Фахрадин сотворил человека и животных, все живые существа и птиц, и зверей.

Во все века, прошедшие после их первого сотворения, Семь Великих Ангелов связывались с днем недели, в который был сотворен каждый из них. Днем Тавуси Малака является воскресенье и т.д.

Тавуси Малак был первым, кто появился из Света Божьего в образе семилучевой радуги, в котором он и поныне являет им себя. Но езиды также утверждают, что Тавуси Малак и шесть Великих Ангелов вместе составляют семь цветов радуги. Поэтому шесть Великих Ангелов были первоначально частью Тавуси Малака, первого порождения радуги, которое разделилось, чтобы стать ее семью цветами, вместе являющимися Семью Великими Ангелами. Из семи цветов, образовавшихся из первоначальной радуги, Тавуси Малак стал ассоциироваться с синим, так как это цвет неба и небес, источника всех цветов.

В понедельник земля получила воду и воздух — с помощью ангелов женского рода. Во вторник, среду и четверг курды-езиды проводят пост в честь Бога, сотворившего мир, который регулируется через устойчивые системы управления независимо от человеческого разума.

В Лалеше хранится важнейшая реликвия езидов — 7 бронзовых литых статуэток птиц, стоящих на общей высокой подставке, и символизирующих 7 ангелов. Другой семеркой, связанной с Тавуси Малаком, является созвездие Плеяды.

Наличие семи ангелов отсылает к древнешумерским мифам, согласно которым душа, попадая в загробный мир Кур должно пройти 7 врат и 7 стражников. В данном случае интересно совпадение еще и в том, что имя бога Кур по мнению некоторых исследователей нашло отражение в названии этноса курдов, а также в том, что древние шумеры изображали его в виде птицы. В русских сказках по тоже причине избушка бабы яги покоится именно на курьих ножках. На Кавказе красивую девушку до сих пор сравнивают с куропаткой. Таким образом, образ павлина можно считать связанным с верованиями древних жителей Месопотамии.

В Индии павлин – это птица, символизирующая собой сияющую славу, бессмертие и величие.

С древних времен петух был предвестником восхода солнца, поэтому его часто ассоциировали со светом восходящего светила и был связан с богами света и небесного огня — Авророй, Гелиосом, Митрой, Ахурамаздой. У древних евреев петух был символом третьей стражи ночи — от полуночи до рассвета. Считалось, что он так же бдителен и всевидящ, как и солнце, поэтому в Древнем Риме его широко использовали при гаданиях и предсказании погоды.

Петух в Греции

С другой стороны, образ павлина сближает езидизм с культом Диониса и радости многоцветия мира. Езиды утверждают, что Тавуси Малак был явлен во всех религиях, хотя и не всегда в образе павлина. Именно в связи с этим различные проявления Тавуси Малака не собраны вместе в качестве его разнообразных масок, например:

  • Муруган/Сканда/Санат Кумара у индуистов
  • Ал-Хадир, «зеленый человек» у мусульман
  • Энки у шумеров
  • Дионис у греков
  • Осирис у египтян
  • Кецалькоатль у мексиканцев
  • Массау у индейцев хопи
  • Планетарный Логос в теософии

Символ павлина долгое время использовался и в христианстве. Эта птица была первоначальным символом католической церкви (павлин обозначал многоглазую церковь) и был ранним символом Иисуса, указывающим на воскресение и бессмертие Христа.

Символ езидизма Тавуси Малак

Поклонение Солнцу

Для езидов есть три символа после павлина, символ Солнца, Луны и утренней звезды. Солнце с утра до вечера дает людям жизнь и следит и помогает людям.

Когда солнце появляется на горизонте, езид должен трижды пасть перед ним и произнести молитву. Затем он целует место, которого коснулись первые лучи солнца, и, подставив на землю камень, символизирующий храм шейха Ади, трижды обходит вокруг него. Совершая этот обряд, он не должен видеть иноверца и тот не должен видеть его. Эмир Камран Али Бадр-хан приводит небезынтересную подробность: «…ревностные езиды целуют даже пятна утренних лучей на прохладных стволах деревьев».

Запрет на произношение дурных слов

У езидов положительными качествами считаются добрые мысли, добрые слова и добрые дела.

Езидам запрещается произносить слово Шайтан, а также слова, походие на него: шар (зло), шат (река) и тому подобное. Вместо слова река, шат на курдском, езиды говорят «большая вода». Точно езиды не произносят: малун (проклятый), ланат (проклятие) и созвучные им словн, например нал (подкова).

Езидское духовенство объясняет это так: «Если вы беседуете о Боге и Его светлых слугах, то эта медитация вызывает положительную энергетику. Но в случае, когда вы говорите о злом духе, то он также будет присутствовать своей отрицательной энергией, тем более ругать его не надо, ибо последует за это реакция. А потому избегайте те места, где ведутся беседы о дьяволе”.

Несмотря на эти запреты, езидов часто обвиняют в дьволопоклонничестве, а павлина считают символом шайтана.

Календарь и праздники езидов

Календарь езидов основан на 19-летнем лунном цикле, зафиксированном еще в 3 веке в Сирии у первых христиан. Праздники езидов привязаны не к точным датам, а к дням недели, каждый из которых свяхан с соответствующим ангелом. Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших на летнее солнцестояние, в середине июня.

Рожие Эзид (Rojiye Ezid) — главный пост езидов, который длится три дня, а затем начинается праздник, посвящённый Богу-Творцу. Рожие Эзид начинается на утро вторника третьей недели декабря по восточному календарю. Встают до рассвета, после омовения и молитвы приступают к лёгкой пище, после чего есть и пить не разрешается до заката.

В понедельник Земля получила воду и воздух. Во вторник, среду и четверг езиды проводят пост в честь Бога, сотворившего Мир. В дни поста едят только вечером (перед закатом солнца) «fitar» и в ночное время (до рассвета) «paşîv». Пост должен совпадать с расположением Луны, когда она хорошо видна в небе. Одна из характерных черт езидизма — сохранение чистоты. Поэтому езиды перед праздником тщательно убирают своё жилище. В четверг после ужина под предводительством шейхов все собираются в тех домах, где в течение года кто-либо умер, и выражают соболезнования в семье, родственникам и близким покойных.

На четвёртый день, который приходится на пятницу второй или третьей недели декабря празднуют Айда Эзид (Aida Ezid) — праздник сотворения мира. В пятницу посещают дома шейхов и пиров, а затем ходят в гости друг к другу. Весь день проходят народные гулянья, иногда сопровождаемые музыкой. В этот день поссорившиеся родственники или односельчане прощают друг другу все обиды и мирятся.

Через неделю празднуется Праздник Солнца, Аиде Шамс, а в феврале Хыдыр Наби (Хызр). Тут следует отметить, что Шашаш — это древнее шумерское божество солнца, которое почитается у езидов в том числе в облике одного из ангелов — Исрафила (Шейх Шамс).

Новый год, Сарсал, отмечается в первую среду нисана (март-апрель), который также получил название Чаршама Сор («красная среда»). К этому празднику пекут куличи (клоч) и красят яйца, которые затем относят на кладбища как дары мертвым родственникам, также посыпают разноцветной скорлупой от яиц поля, чтобы в этот год земля дала богатый урожай. После встречи нового года в течение месяца в селениях езидов с большим ликованием ежедневно празднуют дни святых, так называемые, таваф (tewaf). Езиды образуют громадные хороводы, во время которых пляшут под музыку зурны и барабана.

Иногда Сарсал также называют Клоч или Клоча Саре Сале, что в переводе означает «клоч начало года». Праздник связан с древнейшей традицией земледельцев, котороую называли праздником первой борозды, Пасхой, Масленицей, Новрузом и другими именами.

Отмечают клоч в первую или третью среду марта по Езидскому солнечному календарю до наступения поста. Клоч – это праздничный хлеб из теста, круглой или прямоугольной формы и отличается от повседневного хлеба тем, что в тесто закладывается сдоба и бусинка или маленькая монета. Клоч готовится раз в году, поэтому делается с большой любовью и из самых лучших продуктов. Он включает в себя все самое ценное и питательное для человека, что есть в зерне, молоке и яйцах. В этом плане езидский клоч – уникальный продукт. Он считается «благословенной пищей».

Затем одну половину делят на равные куски (до 7 кусков) в зависимости от пожелания главы семьи, каждый из которых приносят в дар божествам и святым. Вторую половину глава семьи также разрезает на равные куски по числу домочадцев.

Если бусинка выпадает на долю божества или святого, то в этом году он считается покровителем и заступником семьи, соответственно в течении всего года этот святой будут благоволить этой семье. Если выпадает на долю члена семьи, то его считают благословленным Богом и этот год должен быть для него удачным и счастливым. При этом, с давних времен принято поздравление и целование «счастливчика».

В этот праздничный день все езиды приветствуют друг друга радостным восклицанием «Клоча те пирозбе!». Обмениваются новостями – кому попалась бусинка.

Источник

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх