
Крупнотоннажными называются такие грузовые автомобили, которые предназначены для перевозки больших объемов сыпучих или крупнофракционных материалов, включая массивные глыбы горной породы. Применяются такие самосвалы, в основном, при разработках открытых карьеров по добыче горно-химического сырья, строительстве крупных промышленных комплексов, дамб, плотин, ирригационных сооружений и других крупномасштабных объектов гидротехнической отрасли.
Вследствие крупных размеров и чрезвычайно большой массы, этот вид транспортных средств не может пользоваться дорогами общего назначения для прибытия к месту проведения работ. Для этого карьерные самосвалытранспортируют в разобранном виде посредством железнодорожного транспорта и обратно собирают непосредственно в месте эксплуатации. Неоспоримыми преимуществами техники данного типа являются:
- возможность единоразовой транспортировки грузов весом до пятисот тонн;
- сравнительно высокая скорость передвижения до 60 км в час несмотря на крупные габариты;
- способность преодолевать расстояния в условиях отсутствия оборудованных дорог.
Конструктивные особенности
Современный карьерный самосвал имеет ряд технических особенностей, обусловленных сферой его эксплуатации. К ним относятся шарнирно-сочлененная рама, обладающая улучшенной подвижностью и высокой степенью маневренности. Шасси состоит из двухосной ходовой части, оснащенной полным приводом. В некоторых моделях привод распределяется только на переднюю ось. Как правило, гибридная силовая установка представляет из себя дизельный мотор, который приводится в действие с помощью генератора переменного тока. Функционирование тяговых электродвигателей, приводящих в движение колеса, контролируется с помощью дополнительного устройства.
За управление механическими процессами торможения отвечает комбинированная система, включающая в себя гидравлику и электромоторы. Обеспечение подъема кузова осуществляется посредством гидравлического привода, по команде из кабины управления.Внушительные габариты и большая масса такой спецтехники требуют усиленного рулевого управления. В качестве такой меры применяются электрические моторы. Благодаря им обеспечивается стабильная маневренность, которая позволяет плавно осуществлять повороты. Максимальную производительность такого самосвала обеспечивает тандем с карьерным экскаватором, который, благодаря вместительному ковшу, быстро наполняет грузовой отсек
Устойчивость при разгрузке
Одним из опасных моментов при использовании техники этого типа, вопреки современному оборудованию, является процесс разгрузки. В момент поднятия нагруженного кузова происходит сдвиг центра тяжести к наиболее высокой точке. Это может спровоцировать аварийную ситуацию, связанную с опрокидыванием этой крупногабаритной техники. Для предотвращения таких случаев существует ряд технических улучшений.
- Гибридная система выгрузки. Она состоит из штоков гидравлической системы и электромоторов. Комбинированная работа этих механизмов позволяет поднимать и опускать кузов в безопасном режиме.
- Особая форма грузового отсека. Она имеет остроугольную геометрию задней части. Благодаря этому центр тяжести смещается к задней, более мощной, оси. Углубление по центру кузова способствует повышению устойчивости при движении грузовика по неровностям дорог карьеров.
Подробную информацию о такой технике как карьерные самосвалы можно просмотреть на интернет-площадке https://www.eurasianmachinery.kz.