
В прессу просочились подробности коалиционного соглашения между «Еш атидом» и партией «Ямина», которые содержат основную схему работы потенциального правительства, одобренную всеми входящими в него фракциями.
Отметим, что поскольку подробности журналисты получили от самих участников формирующейся коалиции, они содержат только те куски коалиционных соглашений, которые политикам выгодно подчеркнуть.
В частности, политики намерены изменить систему парламентских выборов так, чтобы она стала региональной – видимо, по аналогии с американским парламентом, где в обоих палатах заседают законодатели от 50 штатов. Вместе с тем, в Израиле практический смысл такой системы неочевиден. Видимо, данная идея исходит от партии «Новая надежда» – Гидеон Саар и Ифат Шаша-Битон еще в бытность депутатами «Ликуда» в 2020 году подавали законопроект, согласно которому половина Кнессета (60 депутатов) должна избираться через регионы, а не партийные списки.
Потенциальная коалиция намеревается также ввести так называемые «праймериз в день выборов» – возможность для избирателей прямо на выборах отмечать в бюллетенях тех или иных кандидатов, чтобы продвигать их вверх по списку. Авторы этой идеи (Институт демократии, форум «Коэлет» и некоторые другие организации) полагают, что таким образом укрепляется связь избирателя с народными избранниками, и что те начинают заботиться о том, чтобы хорошо выглядеть не в глазах партийного руководства, а в глазах собственного электората. Вместе с тем, неясно, каким образом эта идея сочетается с устройством подавляющего большинства входящих в новую коалицию партий – в них (кроме «Аводы») не практикуются даже внутренние выборы.
Планируется установить ограничение на управление страной для одного человека – премьер-министр сможет занимать свой пост не более двух полных сроков (то есть восьми лет).
При этом законопроект, запрещающий подсудимому депутату формировать правительство, в планах новой коалиции отсутствует – депутаты понимают, что эта антидемократическая мера при нынешнем уровне коррупции в полиции и прокуратуре может ударить по ним самим.
В экономической части коалиционных соглашений практически нет конкретики, она изобилует лозунгами вроде «поощрение экономического роста на базе честной конкуренции», «устранение бюрократических препон» и «государственная цифровизация».
Из конкретных намерений там присутствует только:
* Увеличение доли сотрудников в сфере хайтека на 15% от общего числа израильских наемных работников к 2026 году»;
* Субсидирование квалификационных и переквалификационных курсов, строительство двух больниц в Негеве и в Галилее, еще одного аэропорта, метрополитена, синкансэнов (скоростных поездов-пуль);
* Прокладка оптоволоконных кабелей на периферии и в арабских населенных пунктах;
* Увеличение пособия по прожиточному минимуму для пожилых людей до 70% от минимальной заработной платы;
В том, что касается столицы, новая коалиция планирует масштабное правительство в Иерусалиме и перевод всех правительственных учреждений в этот город.
В жилищной сфере планы довольно неопределенные – Минстрой должен подготовить план по сбыту 300 тысяч квартир, по «продвижению доступного жилья» и «городского обновления», а также по выделению жилья под долгосрочный съем в новостройках.
В сфере обеспечения порядка планируется добавить ставок в полиции, задействовать программу по борьбе с преступностью в арабском секторе и в сельской местности.
В юридической сфере лево-арабская коалиция намерена проводить политику «раскриминализации» (то есть сокращение уголовного преследования), а также реформу по укреплению гражданских прав подследственных и подсудимых. Будет создана отдельная судебная инстанция для судопроизводства по преступлениям полового характера. В коалиционном договоре предусмотрен и «основной закон о законодательстве», упорядочивающий иерархию законов, возможности их отмены и изменения.
В плане отношений государств и религии конкретных реформ не планируется (кроме утверждения закона о призыве ультраортодоксов в том виде, в котором он был принят в первом чтении в то время, когда министром обороны был Авигдор Либерман).
В сфере образования будущая коалиция собирается передать дошкольные учреждения в ведение минпроса, а также определить как «проект национального значения» введение основных дисциплин во всех учебных заведениях для детей школьного возраста. Запланировано также создание университета в Галилее. Кроме того, «правительство будет стремиться» к предоставлению бесплатного университетского обучения на первую степень по «востребованным специальностям».
Особую активность левое правительство намерено развить в области половых преступлений и борьбе за женские привилегии. Здесь у Лапида, Беннета и компании большие планы – ввести усиленные меры по борьбе «с насилием против женщин и семейным насилием» (видимо, насилие против мужчин левую коалицию не интересует). Планируется создать «чрезвычайную систему для женщин в кризисном положении», систему чего именно, в плане не сказано. Про мужчин в кризисном положении в коалиционном соглашении тоже ничего не говорится. Еще в данной части соглашения, явно надиктованной феминистками из «Аводы» и МЕРЕЦа, говорится о создании «неотложных» кабинетов в больницах, электронных наручниках для подозреваемых в домашнем насилии, отмена срока давности у законов, связанных с половыми преступлениями, создании отделов, специализирующихся на половых преступлениях, в полиции, прокуратуре и судебных органах.
Председатель партии «Раам» Мансур Аббас сообщил сегодня в интервью на радиостанции «Галей ЦАХАЛ», что заключенные с ним коалиционные соглашения предусматривают легализацию трех бедуинских незаконных поселков в Негеве в ближайшие полтора месяца, а затем, в течение девяти месяцев – и всех остальных бедуинских поселков.
В партиях «Ямина» и «Новая надежда» поспешили опровергнуть эти утверждения, объяснив, что три бедуинских нелегальных поселка действительно будут легализованы сразу, а судьбу остальных будет решать «специально созданная комиссия, о выводах которой пока ничего неизвестно».
Пока неизвестно, когда в Кнессете состоится голосование по составу нового правительства. Судя по всему, это будет в следующий понедельник. Если состав будет утвержден большинством голосов, новое правительство приступит к работе. Вместе с тем, шансов на долгое правление у коалиции, всецело зависящей от арабских голосов и состоящей из разношерстных партий с прямо противоположным мировоззрением не слишком много.